24 марта 2011 г.

Облики жён художников


Валентин Серов. Портрет О.Ф. Серовой.
1889-1890




Коровин К.А., Анна Яковлевна Фидлер, жены К.А.Коровина





Василий Кандинский, Портрет Габриэлы Мюнтер,1905




«Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча» (1819), Анна-Мария Фалькуччи, впоследствии жена Ореста Кипренского




Казимир Малевич, Портрет второй жены художника, Софьи Михайловны Рафалович, 1934





«Портрет Е. И. Рерих». 1909.
Валентин Серов, Портрет жены Н.К. Рериха




Белла в белых перчатках
1915 г, Первая жена Марка Шагала, Белла Розенфельд




Маковский К. Е. Головка (портрет жены художника, Ю.П.Маковской). 1890-е




Ге Н.Н. Молодая итальянка в народном костюме. Этюд для неосуществленной картины "Смерть Виргинии" 1857, Анна Петровна Забелло, жена художника




Крамской И.Н. За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника 1867–1869





Портрет Н.И.Забелы-Врубель у камина в туалете, исполненном по замыслу художника. 1905




Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1903




Суриков В.И. Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника. 1888




Портрет М. А. Венециановой. 1810-е, жены Алексея Венецианова




Портрет А.В.Васнецовой, жены художника Виктора Васнецова, 1878



Портрет Наталии Борисовны Нордман. 1900, второй жены Репина





Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника
Портрет В.А.Шевцовой, впоследствии первой жены художника. 1869



Анна Никитична Саркизова, вторая жена И. К. Айвазовского, 1882

Антоний и Клеопатра


Мраморный бюст Клеопатры VII из Античного Музея в Берлине

Клеопатра родилась 2 ноября 69 до н. э. (официально 12 год правления Птолемея XII), по всей видимости в Александрии. Она является одной из трёх (известных) дочерей царя Птолемея XII Авлета, возможно от наложницы, так как, по замечанию Страбона, у Птолемея Авлета была только одна законная дочь Береника IV, царица в 58—55 гг. до н. э.


Клеопатра и Цезарь. Картина художника Жана-Леона Жерома (1866 г.)

Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян.

Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Повреждённый бюст из Шершелл в Алжире (античный город Цезарея Мавританская), созданный после смерти Клеопатры по случаю брака Клеопатры Селены, её дочери от Марка Антония, с царем Мавритании Юбой, передает внешность Клеопатры в её последние годы; хотя иногда этот бюст приписывают Клеопатре Селене, дочери Клеопатры VII. Клеопатре VII приписывают эллинистические бюсты, изображающие молодых привлекательных женщин с типично греческими лицами, но персоны, с которых делали бюст, точно не идентифицированы. Считается, что бюсты, изображающие именно Клеопатру VII, хранятся в Берлинском музее (см. заставку) и музее Ватикана, но классический облик заставляет подозревать идеализацию изображения.

Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой (наследственные черты Птолемеев). С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом. Как пишет Плутарх, видевший портреты Клеопатры:

Ибо красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие…

В то время как греки обычно пренебрегали воспитанием дочерей, даже в царских семьях, Клеопатра явно имела хорошее образование, которое, наложившись на её природный ум, дало превосходные результаты. Клеопатра стала настоящей царицей-полиглотом, владея, помимо родного греческого языка, египетским (первая из своей династии приложила усилия для овладения им, может быть только за исключением Птолемея VIII Фискона), арамейским, эфиопским, персидским, ивритом и языком берберов (народа, жившего на юге Ливии). Её лингвистические способности не обошли и латынь, хотя просвещенные римляне, как например Цезарь, сами в совершенстве владели греческим языком.


Cleopatra by Peter Paul Rubens, 1615



Cleopatra and the Peasant
by EUGeNE DELACROIX




Клеопатре было 29 лет, когда она в 41 году до н. э. познакомилась с 40-летним римским полководцем. Известно, что Антоний в качестве начальника конницы участвовал в восстановлении на престоле Птолемея XII в 55 до н. э., но маловероятно, чтобы они встретились в то время, хотя Аппиан приводит слух, будто Антоний увлекся 14-летней Клеопатрой ещё в тот период.
Они могли познакомиться во время пребывания царицы в Риме, однако до своей встречи в 41 до н. э. они, по-видимому, плохо знали друг друга.

При разделе римского мира, произведенном после разгрома республиканцев, Антонию достался Восток. Антоний решает реализовать проект Цезаря — большой поход против парфян. Готовясь к походу, он посылает офицера Квинта Деллия в Александрию требовать Клеопатру к себе в Киликию. Он собирался обвинить её в помощи убийцам Цезаря, видимо, надеясь под этим предлогом получить с неё как можно больше денег для похода.
Клеопатра, разузнав через Деллия о характере Антония и прежде всего о его влюбчивости, тщеславии и любви к внешнему блеску, прибывает на судне с вызолоченной кормой, пурпурными парусами и посеребренными веслами; сама она восседала в наряде Афродиты, по обе стороны от неё стояли с опахалами мальчики в виде эротов, а управляли кораблем служанки в одеяниях нимф. Корабль двигался по реке Кидн под звуки флейт и кифар, окутанный дымом благовоний. Затем она приглашает Антония к себе для роскошного пиршества. Антоний был совершенно очарован. Заготовленные обвинения царица без труда отклонила, заявив, что Серапион действовал без её ведома, а сама она снарядила флот в помощь цезарианцам, но этот флот, к несчастью, был задержан противными ветрами. В качестве первого проявления любезности к Клеопатре Антоний по её просьбе приказал немедленно казнить её сестру Арсиною, искавшую убежища в храме в Милете.

Так начался роман, длившийся десять лет, один из самых знаменитых в истории — даже при том, что мы не можем судить, какова была доля политического расчёта в отношениях с Антонием, который был необходим Клеопатре для осуществления своих планов. Со своей стороны, Антоний только при помощи египетских денег мог содержать свою огромную армию.


Гуидо Рени, ок.1630